Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Новости проекта
Скидки для пользователей Schools.by в магазине 21vek.by
Голосование
Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей?
Всего 10 человек
Голосование
Мы рады, что вы наш гость и решили познакомиться с жизнью учреждения. Нам интересно и полезно знать ваше мнение о содержании информации сайта
Всего 12 человек

«Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек»

Дата: 3 апреля 2015 в 14:14

Консультация для воспитателей

«Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек»

Цель: повышение педагогической и психологической компетентности педагогов; развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.

В последние годы стал особенно актуален индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в зависимости от пола. Гендерное воспитание –это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенности развития детей в ходе полоролевой социализации. Известный писатель и педагог Ж.Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать.                                                                Актуальность вопроса гендерного воспитания детей заключается в том, что в современном обществе происходят социальные изменения, во-вторых, изменяются психологические установки общества, отсутствует дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек, построение образовательного процесса идет без учета полоролевой социализации мальчиков и девочек. Такой подход приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола. Мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности; девочки нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному решению конфликтов. И как следствие это приводит к разрушению стереотипов мужского и женского поведения, к смешению половых ролей, феминизацию мужчин и омужествлению женщин.   Поэтому ориентироваться в настоящее время только на биологический пол, нельзя. Учеными, психологами и педагогами был введен термин «гендер» - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то как это поведение воспринимается. В результате психолого-педагогических исследований было установлено, что именно период дошкольного детства у всех детей происходит принятие гендерной роли:

- к возрасту 3 лет дети начинают понимать что они либо мальчик, либо девочка и обозначают себя соответствующим образом;

- с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что пол не изменяется и мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Существуют признаки несформированности гендерной идентичности: это предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола, стремление быть со взрослыми противоположного пола, подражая его поведению, активно выраженное желание изменить свой пол и имя, рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола, стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола. Если один из признаков имеется у ребенка необходимо консультация специалистов и этот факт должны узнать родители. Особенно внимательно нужно отнестись к детям из группы риска (неполные семьи), особенно к мальчикам, которые лишены мужского воспитания.                                                                                                                                     Несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, но у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще. Для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу.

Мужские качества традиционно ценятся выше женских: женственные мальчики вызывают неодобрение, насмешки, а «мужественная» девочка воспринимается спокойно и даже положительно. В период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка, а в детском саду, пребывание в котором от 8 до 12 часов – женщины - воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчины, а женщина, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не может, по одной простой причине у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, воспитатель женщина не располагает детским опытом переживаний, с которым сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми.                                                                                                            Первоочередной задачей стоящей перед дошкольными образовательными организациями должна быть задача осуществления дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.        

Формирование полоролевых знаний у детей.

Формирование у детей представлений о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре.

Развитие нравственно-волевых качеств характерных для мальчиков (сила, выносливость, смелость ит.д.) и для девочек (нежность, доброта, терпимость и т.д.).

Формирование толерантного, дружеского отношения друг к другу.

Просвещение родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек.

Чтобы реализовать эти задачи необходимо учитывать различия в психике и поведении детей:

Установлено, что мальчики играя, используют все игровое пространство, девочки играют в ограниченном пространстве. К сожалению, хочу отметить, что мальчики не всегда могут реализовать себя в игре, потому что нам воспитателям ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. А шумные, наполненные движениями игры мальчиков вызывают раздражение, потому что думаем что они наполнены бессмысленной беготней и могут привести к травме, следовательно их нужно прекратить. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

У мальчиков быстрее утомляется левое полушарие (хуже развита речь), у девочек правое (образное мышление).

Мальчики плохо воспринимают объяснения на слух у них больше развито зрительное восприятие, у девочек больше развито слуховое восприятие.

Мальчик, задавая вопрос, ориентирован на информацию и ожидает конкретного ответа, девочка ориентирована на установление контакта с человеком.

Мальчики при несоответствии содержания и форм учебной деятельности их индивидуальным особенностям реагируют негативно, девочки, напротив лояльно.                                                                                                            На эмоциональный фактор мальчики реагируют кратковременно (делая замечание, делать это нужно кратко и четко), девочкам, прежде чем сделать замечание, нужно разобраться в чем ее ошибка.

При оценке результатов деятельности и поведения мальчикам необходимо указывать на то, что он добился результата, а девочки чувствительны к интонации, им важно, чтобы ими восхищались в присутствии других людей.      Учитывая все вышесказанное – в играх, на занятиях, в подготовке и проведении праздников в трудовой деятельности детей, необходим дифференцированный к ним подход.                                                                       Игра – основной вид деятельности детей, поэтому в группе отведено разное игровое пространство для мальчиков и девочек, игрушки подобраны с учетом полового признака.

На занятиях с педагогами и специалистами также учитываются особенности детей разного пола. Используя наглядный материал, объясняя материал четко и конкретно, используя ситуации поискового характера – понимаю, что это важно для мальчиков, с девочками, если им трудно, принцип задания можно разобрать до начала работы, они лучше обучаются «от простого – к сложному», для них интересны задания развивающего характера.

Особенно большие возможности в реализации гендерного подхода в воспитании детей осуществляются на музыкальных занятиях и во время подготовки и проведения праздников.      Так же у нас в группе в раздевалке и в умывальной комнате есть маркеры с акцентом на гендерную идентичность.

Важно иметь в группе литературные произведения, сказки, которые предлагают мальчикам и девочкам разные модели поведения. Малыши, впитывая их стараются подражать героям. Например, объясняя, почему сказочный король поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель поведения, а образ Золушки служит для девочки моделью для подражания.

Что касается трудовой деятельности детей, то здесь необходимо воспитывать уважение к труду, желание помочь взрослому и друг другу. Давая поручения следует учитывать что они физически сильнее, а девочки аккуратнее и тщательнее выполнят задание. Например, у нас в группе выносят и заносят стульчики из под навеса, закрывают песочницу клеенкой – это обязанность мальчиков. Девочки убирают, аккуратно расставляя игрушки на свои места.

В памятках педагогам при общении с мальчиками и девочками существуют определенные правила (см. приложение), но мне бы хотелось обратить ваше внимание на одну памятку: «Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка и воспитывать и даже любить их нужно по-разному».

Какими мужчинами и женщинами вырастут наши дети во многом зависит от семьи, в которой они воспитываются. Главным правилом для родителей должно стать правило – воспитывают не словом, а делом, поэтому ребенок должен подражая перенять лучшие черты родителей. (См. приложение.)

Я уверена, что в положенное время из наших ребятишек вырастут настоящие защитники и настоящие хранительницы уюта, они будут внимательны и вежливы по отношению друг к другу.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

ЕремееваВ.Д. Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1988.

Клецина И.С. Гендерная социализация – СПб, 1997.

Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. – «Дошкольное воспитание». №12 – 2003.

Попова Л.В. «Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве» - «Детский сад от А до Я». №2 – 2004.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.